Эффекты от внедрения социальных технологий. Исследование McKinsey
Международная консалтинговая компания McKinsey & Company опубликовала в своем журнале McKinsey Quarterly результаты проведенного исследования на тему распространения социальных технологий в организациях. Представляем ключевые идеи данного исследования.
Компании повышают свой уровень овладения социальными технологиями, применяя их для улучшения работы и использования новых рыночных возможностей – это ключевые выводы пятого ежегодного исследования социальных инструментов и технологий, проведенного McKinsey & Company. В ходе данного исследования было опрошено более 4200 руководителей крупнейших компаний на предмет того, как организации применяют социальные технологии, и какие преимущества они получают.
Примечание
Понятия «социальные технологии», «социальные инструменты» подразумевают инструменты онлайн взаимодействия в группах и сообществах, такие как мессенджеры (skype, icq и т.д.), видеосвязь, блоги, социальные сети, в том числе корпоративные. В системе Адванта используются элементы корпоративных социальных сетей для организации взаимодействия между сотрудниками.
Респонденты утверждают, что социальные технологии могут повысить финансовые показатели и долю рынка компании при условии, если они внедрены в масштабах организации и интегрированы в рабочие процессы сотрудников. Исследование показало, что компании используют данные технологии, чтобы повысить свою гибкость и управлять организационной системой. Кроме того, многие руководители считают, что, если организационные барьеры на пути использования социальных технологий уменьшатся, то они смогут стать основой совершенно новых бизнес-процессов, способных радикально улучшить производительность компаний.
Масштаб использования
В исследуемых организациях уровень применения социальных технологий достиг критического масштаба. Семьдесят два процента респондентов сообщили, что их компании применяют, по меньшей мере, одну технологию, и более чем 40% утверждают, что используют в настоящее время социальные сети и блоги (Рисунок 1).
Распространенность по отраслям
Данные технологии внедряются во всех отраслях, среди которых не только сфера высоких технологий и телекоммуникаций, где процент использующих социальные технологии компаний находится на высоком уровне и составляет 86%, но даже сфера энергетики, в которой 62% опрошенных компаний применяют данные технологии (Рисунок 2).
Применение для внутрикорпоративных и внешних целей
Согласно результатам исследования, эффективность социальных технологий выше среди тех компаний, которые использует их не только для внутрикорпоративных целей, но и для коммуникаций с потребителями, партнерами и поставщиками (Рисунок 3).
Влияние используемых инструментов на показатели эффективности
Исследование выявило следующие взаимосвязи:
- применение социальных технологий для мониторинга внешней среды и постановки задач сотрудникам положительно влияет на прирост доли рынка;
- корпоративные wiki и социальные сети помогают руководителям проектов определять сотрудников с наиболее подходящими навыками и назначать их на те проекты, для которых они лучше всего подходят;
- количество сотрудников, в чью повседневную работу были внедрены социальные технологии, положительно коррелирует с уровнем операционной рентабельности;
- внедрение социальных инструментов в повседневную работу сотрудников положительно связано с лидерством в отрасли по доли рынка.
На какие процессы в компании влияют социальные технологии?
Руководители отмечают, что различные технологии лучше подходят для определенных типов бизнес-процессов, что демонстрирует тепловая карта (Рисунок 6). Подавляющее большинство исследуемых компаний используют социальные технологии для мониторинга внешней среды с целью поиска новых идей. В частности, социальные сети и блоги используются наиболее интенсивно во внешне-ориентированных процессах, которые включают в себя конкурентную разведку и поддержку маркетинговых усилий.
Заглядывая в будущее
Руководители компаний, активно использующих социальные технологии, полагают, что эти технологии не только изменят многие текущие процессы в их организациях, но смогут стать причиной возникновения совершенно новых процессов. Заглядывая на несколько лет вперед, многие респонденты ожидают, что меньшее количество ограничений в применения социальных технологий приведет к тому, что границы между сотрудниками, поставщикам и клиентами станут размыты, больше сотрудников смогут сами организовываться в команды, и возрастет значение принятия решений на основе информации.
Выводы исследования
- Руководители высшего звена должны мыслить стратегически о том, каким образом социальные технологии могут поддерживать бизнес-процессы, помогая организациям взаимодействовать с внешней средой и укреплять связи с потребителями и поставщиками. Результаты исследования позволяют выдвинуть предположение, что интеграция социальных технологий в рабочий процесс и их использование для оптимизации внутренних процессов обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества.
- Не стоит почивать на лаврах: конкуренция будет увеличиваться по мере роста внедрения социальных инструментов и технологий и их использования прогрессивными компаниями для улучшения своих процессов. Результаты исследования позволяют предположить, что интеграция Web технологий в повседневный рабочий процесс является наиболее эффективным способом поддержания конкурентных позиций и расширения компании.
- Компаниям следует готовиться к серьезной борьбе. Как только препятствия для использования социальных инструментов и технологий будут сняты, те компании, которые сами смогут изменить себя – вместо того, чтобы просто реагировать на происходящие изменения во внешней среде – скорее всего, будут в выигрыше.
Авторы: Jacques Bughin является директором брюссельского офиса McKinsey; Michael Chui – старший научный сотрудник McKinsey Global Institute, базирующегося в офисе в Сан-Франциско.