
Дмитрий Мазеин
Генеральный директор
Для каждой компании мы подбираем решение индивидуально. Пожалуйста, заполните форму, чтобы мы могли связаться с Вами и предоставить демоверсию системы.
Дарья Семенова, консультант, кандидат политических наук, сертифицированный специалист по PM, доцент ПНИПУ
На протяжении жизни, профессиональной и повседневной, мы все оказываемся вовлечены в процесс формирования нашей личной и групповой идентичности. Идентичность, если заглянуть в классические теории психологии и социологии – это соотнесение себя с конкретным сообществом, через внутреннее глубинное принятие и разделение ключевых признаков и ценностей этого сообщества. По данной теме существует большое количество качественной научной литературы (Дженкинс, Бергер и Лукманн, Мид, Марч и другие), которая есть в открытом доступе и с которой можно ознакомиться.
У каждого из нас естественным образом уже сформирована национальная, региональная, и даже городская идентичность, политическая и религиозная, ну, и конечно, профессиональная. Мы точно понимаем, что мы не врачи, а проектные менеджеры. И это понимание у нас сформировалась благодаря ряду объективно существующих признаков, ценностей, ритуалов, по которым мы точно можем себе ответить на вопрос, какова моя профессиональная идентичность? Кто я? И вполне конкретно ответить: я – проектный менеджер, а не кто-либо еще. Конечно, существуют тонкие моменты пересечения нескольких идентичностей (преподаватель – проектный менеджер, программист – проектный менеджер), но на подобных нюансах мы сегодня останавливаться не будем.
Именно этот исследовательский вопрос возник у нас в 2020 году в условиях пандемии, и был связан отчасти с тем, что большая часть команд стали работать удаленно и перестали в реальности контактировать друг с другом. Получилось реальное разделение и отчуждение, которое могло оказать влияние на групповую ответственность, уровень взаимопомощи и взаимоподдержки. Конечно, вопрос удаленных команд в проектном менеджменте существовал и до пандемии, поскольку вполне распространенной практикой являются международные команды, члены которых в реальности могли никогда вживую не встречаться.
Наша исследовательская гипотеза включала два ключевых блока: существует ли вообще идентичность проектной команды и насколько наличие общей идентичности влияет на эффективность ее работы и достижение целей проекта. Практик исследования идентичности на текущий момент существует достаточно большое количество, но подобных исследований именно в сфере проектного менеджмента мы не встречали.
Методы исследования использовались традиционные: первым этапом было анкетирование, вторым – интервью.
Опираясь на существующие теории идентичности, мы исходили из того, что идентичность создается (или в науке это называется «конструируется») с помощью конкретных инструментов:
Во-первых, через четкое понимание различия «мы-они»: мы принимаем существующие различия между разными группами, сообществами и индивидами. Это различие возникает естественным путем, потому что у разных групп объективно могут быть разные системы ценностей, символы, традиции, ритуалы. Все вышеперечисленные элементы формируют единый так называемый «миф», помогающий упорядочить внутри личности весь этот объем информации.
Второй важный момент – идентичность возникает в ходе дискурсивных практик: когда мы общаемся друг с другом, у нас есть возможность делиться ценностями, смыслами, создавать свой особый «словарь», формировать традиции и ритуалы.
Поэтому в ходе анкетирования мы задавали вопросы, направленные на выявление:
В ходе исследования мы опросили 60 представителей различных проектных команд, городов, сфер деятельности (IT, строительство, банковское дело, сфера образования, транспортное планирование) и получили следующие результаты:
Иденичность проектой команды — это соотнесение себя с командой через конкретные признаки (символы, термины, ритуалы, традиции), а также наличие общего чувства сопричастности к результатам проекта.
80% опрошенных отметили в качестве позитивного тренда наличие чувства общности в команде и его воздействие на результаты работы, 10% затруднились ответить и столько же не видят взаимосвязи. В ряде компаний высшим руководством даже специально были организованы соревнования по скорости и качеству реализуемых проектов, в ходе которых особые достижения команд отмечались на досках почета (именно командные, а не индивидуальные успехи). Такая практика была положительно оценена респондентами.
В ходе исследования мы выявили, что члены команды, обладающие командной идентичностью:
Очевидно, что идентичность проектной команды выполняет ряд важных функций: консолидация, снятие социальной напряженности, интеграция личности в процесс управления, социализация, адаптация и принятие участниками формальных норм и правил. Наличие позитивной идентичности проектной команды также свидетельствует о высоком уровне проектной и управленческой культуры в организации.
С Дарьей Семеновой и ее публикациями можно ознакомиться во ВКонтакте и Telegram.
Поделиться в соц. сетях
Вы узнаете на онлайн круглом столе от ADVANTA 1 июня в 14.00 (мск). Обсудим, какую роль в реализации стратегии играет управление портфелями, методы отбора проектов и программ в портфель и как ADVANTA помогает в портфельном управлении. Регистрация открыта, участие бесплатно.
В марте этого года в международной группе IMC Montan была внедрена информационная система управления проектами ADVANTA. Это позволяет компании сделать прозрачной работу с контрагентами, упорядочить проекты в едином реестре, управлять сроками и загрузкой экспертов, а соответственно, выполнять больше проектов теми же ресурсами.