Создание системы управления портфелем проектов на российской платформе ADVANTA
Если компании необходимо вести десятки, сотни проектов и показывать в разных разрезах цифры, сроки, хранить переписку, нужен комплекс инструментов. Такую задачу выполняет ADVANTA и другие информационные системы управления проектами (ИСУП).
ADVANTA — это не только IT-инструмент, это правила, люди, материальные ресурсы, система для работы с проектной информацией.
На старте внедрение ИСУП требует от компании затрат и ресурсов, но приносит бизнесу выгоды даже в краткосрочной перспективе.
Нужна российская система для управления портфелем проектов? Попробуйте наше решение
Бизнес-эффекты, которые дает систематизация проектной деятельности
Если проанализировать результаты наших внедрений, можно увидеть, что это оправдывает вложения. Усредненные цифры такие:
- 10-50% — снижение отклонений по срокам проектов
- 5-30% — снижение отклонений по бюджетам проектов
- 50-100% — возможность вести больше проектов теми же ресурсами
О пользе системного подхода говорит опыт наших клиентов.
Когда внедрение системы оправдано?
Важный индикатор необходимости внедрения — регулярные и систематические проблемы:
- проекты все время выбиваются из границ
- не соблюдаются дедлайны
- в компании есть сложные распределенные команды, которые не могут корректно взаимодействовать
- бизнес быстро растет
- появилось большое количество новых проектов или несколько масштабных
Но прежде, чем переводить бизнес на ИСУП, нужно создать базу или так называемые компоненты системы.
Шаги создания и автоматизации системы проектного менеджмента
- Технология реализации проектов. К каждому типу создайте свои правила. Необязательно писать талмуды, достаточно пары страниц, чтобы закрепить основные моменты и стремиться работать по ним.
- Технология мониторинга проектов. Систематизируйте не только выполнение проектов, но их контроль, чтобы ответственные лица понимали, как будут оценивать их работу. Как будет смотреть на проекты руководство компании и Проектный офис. Это несложная система: вы задаете критерии, индикаторы и формы контроля. Фиксируете их регулярность и не выдумываете новые правила каждый раз.
- Технология поддержки компетенций сотрудников. Важно не только провести первичное обучение при внедрении ИСУП, но и поддерживать знания. Устраивайте проверки знаний, создайте в системе интерактивные подсказки, которые ведут сотрудника по процессу и избавляют его от необходимости держать множество правил в голове.
- Единый источник данных. Реализуйте правило, когда информационная система — единый источник данных для всех сотрудников и другие версии не принимаются. Это позволит избежать спорных ситуаций.
Хотите, чтобы такая технология заработала и приносила выгоды вашей компании? Оставьте заявку на презентацию системы
Если говорить о подходе, который мы используем в своих проектах и рекомендуем нашим клиентам, мы его делим на несколько шагов.
- Начать с основного, крупного: создать реестр проектов, программ и портфелей.
- Детализировать планы на минимально необходимом уровне: хотя бы до контрольных результатов, можно углубиться до задач. Это позволит увидеть прогресс десятков проектов по портфелю в целом.
- Регулярно собирать факт и прогноз, контролировать сроки и статус. Нужно, чтобы все ответственные лица хотя бы раз в неделю или чаще (если проект идет интенсивно) заполняли данные о проекте: где и что происходит, где прогнозируются проблемы.
- Работать с рисками и предупреждать появление проблем, контролировать исполнение поручений.
- Принимать решения на основании данных из системы. Вовлечь сотрудников, ввести для них правило: если в системе нет информации, значит, эти данные не являются официальными. По нашему опыту, если «культура прозрачности и официальности» насаживается сверху, то она достаточно быстро приживается среди всех сотрудников, даже если они были против внедрения и не готовы к открытости в своих проектах.
- Развивать контуры управления и контроля итерационно с учетом опыта и обратной связи. Если компания находится не на высоком уровне зрелости процессов и понимания правил их регламентации, нужно развивать контур постепенно, как в части методологии, так и в части информационных инструментов.
- Запустить минимально необходимый набор → получить обратную связь → собрать опыт → скорректировать → запустить следующую итерацию. Обычно мы начинаем внедрение с блока по содержанию и срокам портфелей проектов. Отрабатываем этот блок в течение нескольких недель и на эту канву нанизываем более сложные структуры: информацию о финансовых проектах, рисках, ресурсах.
Укрупненно наш процесс внедрения можно разбить на следующие этапы.
- Обследование процессов и правил с помощью аудитов и интервью.
- Создание совместной рабочей группы. По нашему опыту, если рабочая группа состоит только из наших экспертов, а клиент просто получает готовый инструмент, такое решение «не взлетает». Правильнее включить в группу сотрудников компании-заказчика, которые смогут передать знания и компетенции коллегам.
- Внедрение системы с адаптацией. Мы обязательно собираем обратную связь от пользователей и, поскольку наша система внедряется без программирования, можем оперативно корректировать настройки.
- Обучение и вовлечение. Здесь мы учим сотрудников не только широко использовать ИСУП, нажимать на правильные кнопки, но и понимать, зачем это нужно с точки зрения проектного подхода и бизнес-результатов.
- Дорожная карта развития системы. По завершению каждого проекта совместно с клиентом мы разрабатываем направление, какие блоки и проекты методологически и функционально нужно развивать дальше. Система должна быть живой и развиваться вместе с компанией.